Механотестер топливной аппаратуры высокого давления МТА-2 — компактный, переносной прибор, предназначен для диагностирования системы топливоподачи высокого давления дизельных двигателей. Диагностика Механотестером МТА-2 позволяет оценить текущее состояние механической форсунки (давление начала впрыска топлива, герметичность запирающего конуса, герметичность корпуса и иглы распылителя, качество распыла топлива, гидроплотность распылителя), состояние ТНВД (проверка гидроплотности нагнетательного клапана, плунжерной пары, гидроплотности сопряжений плунжер-дозатор, плунжер-гильза, определить максимальное давление создаваемое плунжерной парой (на рядном насосе с создаваемым давлением до 500 атм). Уникальность прибора в том, что вся диагностика производится прямо на двигателе без демонтажа форсунок и ТНВД, что очень удобно. Вначале делаете экспресс диагностику всех форсунок дизеля, а потом снимаете с двигателя только неисправные форсунки. Если положить его на стол, Механотестер МТА-2 превращается в стационарный тестер дизельных форсунок типа ДД-2110, BOSH, CT-090, Zeca 470/400 В.
Механотестер состоит из корпуса 1, рукоятки подвижной (рычаг) 3, топливного бачка 4, манометра 2 и комплекта переходников. Внутри корпуса установлены плунжерная пара, обеспечивающая создание давления рабочей жидкости в полости «Р», которое фиксируется манометром (2) за счет перемещения рукояти (3). Рабочая жидкость находится в бачке (4) и подается в полость плунжерной пары. В корпусе установлен дроссельный кран, его положение ( «Открыть» — «Закрыть») регулируется поворотом дросельного винта (5), при повороте дроссельного винта в положение «Открыть» открывается запорный клапан и сбрасывается давление в полости «Р» удаляя топливо обратно в бачок.
Для создания испытательного давления необходимо привести плунжер при помощи рукоятки в возвратно-поступательное движение. При этом под воздействием разряжения топливо из бачка-резервуара по трубопроводу поступает в полость плунжерной пары и через нагнетательный клапан подается к переходнику.
Наличие набора переходников различной конфигурации и с различными резьбами позволяет после отсоединения трубопровода высокого давления подсоединить механотестер к форсунке дизеля или ТНВД и производить диагностирование непосредственно на двигателе.
1. Подключение механотестера к форсунке.
1.1. Отсоедините топливопровод высокого давления от штуцера форсунки, отсоедините от механотестера заглушку, (выкрутив соединительную гайку) и подсоедините механотестер к форсунке напрямую или через удлинитель.
1.2.В момент начала жесткого закрепления тестера сориентируйте его таким образом, чтобы было достаточное превышение уровня топлива в топливном бачке МТА-2 относительно входного канала. При этом обеспечьте полноамплитудную свободу перемещения рукоятки.
1.3.Если проверяемые элементы системы топливоподачи высокого давления идентичны по геометрическим условиям подключения, то при повторении подключения откручивайте гайку только у штуцера форсунки или у штуцера топливного насоса. По завершении проверки необходимо перед полным отключением тестера ослабить и крепление переходного устройства.
2.1.Оценка качества распыла и давления начала впрыска. Выполните с помощью рукоятки привода плунжера несколько плавных возвратно-поступательных движений, обеспечив в полости нагнетания давление 8,0+- 2,0 МПа (80+- 20 кгс/см2). Затем быстро, но с применением малых усилий (во избежание падения достигнутого давления и повреждения устройства) переместите рукоятку привода плунжера до момента начала нагнетания топлива.
На оставшемся пути активного хода плунжера резко переместите рукоятку. При этом у исправной форсунки должен прослушиваться четкий прерывистый звук высокого тона. Операцию выполняют два раза. Отсутствие упомянутого звука или изменение его характера указывает на плохое качество распыливания топлива, и, как следствие, на необходимость выяснения причины неисправности вплоть до распылителя или затяжки гайки распылителя после демонтажа форсунки. зафиксируйте значение показания манометра, соответствующее давлению начала впрыска топлива форсункой, при необходимости отрегулируйте форсунку.
Давление начала впрыска топлива форсунками должно соответствовать значениям, приведенным в эксплуатационно-технической документации на соответствующий двигатель.
При несоответствии величины давления начала впрыска установленным значением форсунку регулируют.
Наиболее вероятная причина пониженного давления впрыска – уменьшение упругости пружины форсунки.
Пониженное давление впрыска топлива форсункой вызывает увеличение удельного расхода топлива.
Снимите форсунку с двигателя, поместите форсунку носиком в прозрачную цилиндрическую колбу и подсоедините механотестер. Наблюдайте за процессом впрыскивания.
Хороший распыл топлива при впрыскивании в атмосферу как при испытании форсунок на дизеле, так и при их проверке на стенде характеризуется следующими признаками:
• туманообразное состояние топлива в струе;
• отсутствие различимых глазом отдельных вылетающих капель и местных сгущений топлива;
• четкий, резкий звук (отсечка) при впрыскивании;
• отсутствие подтекания топлива при выходе струи из отверстий распылителя перед началом и по окончанию впрыскивания.
Для удобства наблюдения за качеством распиливания рекомендуется направить форсунку на лист чистой бумаги. Следы топлива на бумаге должны быть одинаковой густоты и расположены на равном расстоянии от центра. Если форсунка не дает равномерного по окружности распыливания, ее разбирают, отверстия сопла прочищают тонкой мягкой проволокой.
При большой разработке сопловых отверстий увеличивается их суммарное сечение и нарушается правильная форма сверления, что вызывает снижение скорости выхода топлива из форсунки и, следовательно, ухудшает качество распыла. В этом случае обычно сопло заменяют запасным.
П р е д у п р е ж д е н и е – отсутствие резкой отсечки у бывших в эксплуатации форсунок не является признаком их неудовлетворительной работы.
При неудовлетворительном качестве распыливания топлива форсунку разбирают, очищают распылитель от нагара и лаковых отложений или заменяют его.
П р и м е ч а н и е – Если в эксплуатационно-технической документации на дизель или автотракторное средство указаны иные технические требования к форсункам, диагностические параметры и их значения, то при оценке состояния форсунок принимают во внимание данные, приведенные в названной документации.
Выполните несколько плавных возвратно-поступательных движений рукоятки, обеспечив в полости нагнетания давление 250 кгс/см2. Измерить с помощью секундомера время падения давления в интервале 200…180 (кгс/см2), которое должно быть не менее 10 с.
Время снижения давления у форсунок с многодырчатыми распылителями замеряют при давлении от 35 до 30 МПа (от 350 до 300 кгс/см?) и оно должно быть не менее 15 с.
При несоответствии значения параметра или качественного признака заданным условиям принимают, что сопряжение «игла – корпус распылителя» не герметично.
Не герметичность возникает преимущественно из-за износа цилиндрической части иглы и корпуса распылителя, а также из-за наличия на сопрягаемых поверхностях грязи и частичек металла.
Порядок проверки герметичности запирающего конуса по времени падения давления в форсунке: Выполните несколько плавных возвратно-поступательных движений рукоятки, обеспечив в полости нагнетания давление 17Мпа (170 кгс/см?). Определите время падения давления в интервале от 15 до 10 МПа (от 150 до 100 кгс/см?), которое должно быть не менее 15 с.
Если быстрое падение давления наблюдается при малых и больших давлениях, то распылитель подлежит замене. При несовпадении признаков, во избежание ошибочного диагноза, выполните 1-2 резких впрыскивания топлива и повторите испытания на герметичность.
Если распылитель по признакам качества распыливания и гидравлической плотности удовлетворяет требованиям, а давление впрыскивания не соответствует допускаемым значениям и отличается на 0,5…0,75 Мпа (5-7,5 кгс/см2) от номинального, то отрегулируйте затяжку пружины форсунки, не снимая ее с дизеля.
2.5.Порядок проверки герметичности запирающего конуса по обнаружению топлива на торце (или носике) корпуса распылителя:
а) снимите форсунку с дизеля;
б) подсоединить ее к механотестеру;
в) создайте в форсунке давление (например, завинчивая ее регулировочный винт при отпущенной контргайке) на 1,0 – 1,5 МПа (10 – 15 кгс/см?) больше давления начала впрыска;
г) проверьте герметичность по условию: в течение 20 с на торце (или носике) корпуса распылителя не должно наблюдаться подтекания топлива или потения указанной части форсунки.
При несоответствии значения параметра или качественного признака заданным условиям принимают, что запирающий конус иглы распылителя не герметичен.
Негерметичность возникает из-за значительного ослабления пружины, заедания иглы в направляющем отверстии распылителя, наличия на поверхности седла распылителя грязи и частичек металла, из-за неравномерной выработки уплотняющего конуса иглы и седла распылителя.
3.1.Отсоедините топливопровод высокого давления от штуцера секции ТНВД и присоедините к нему механотестер.
3.2. Переведите рычаг управления регулятором топливного насоса высокого давления в положение, соответствующее выключенной подаче топлива.
3.3. Выполните рукояткой несколько плавных рабочих движений, обеспечив в полости нагнетания давление 18,0…20,0 МПа (180-200 кгс/см2). Измерьте с помощью секундомера продолжительность снижения давления в интервале от 150 до 100 кгс/см2. Время падения давления должно быть не менее 10 с. В случае, если после подтяжки штуцера нагнетательного клапана и повторной проверки результаты измерения повторяются, то необходима замена клапана.
3.4. Нагнетательный и обратный клапаны топливного насоса типа НД проверяют в соответствии с указаниями таблицы.
3.5. При необходимости замены трех и более клапанов насос необходимо снять и сдать в ремонт.
4.1. Отсоедините топливопровод высокого давления у штуцера топливного насоса. Удалите воздух из системы топливоподачи низкого давления с помощью насоса ручной подкачки.
4.2. Установите рычаг управления регулятором топливного насоса в положение включенной подачи топлива и, прокручивая коленчатый вал вручную, поставьте проверяемую плунжерную пару в положение, соответствующее середине пути нагнетания топлива. Определяют по моменту начала подъема уровня топлива в конусном канале штуцера и дополнительному повороту вала топливного насоса на одно деление угловой отметки на лимбе вала регулятора.
4.3. Подсоедините механотестер к штуцеру топливного насоса высокого давления. Выполните рукояткой несколько плавных рабочих движений, обеспечив в полости нагнетания давление 250 кгс/см2.
4.4. Измерьте с помощью секундомера продолжительность снижения давления в интервале от 200 до 150 кгс/см2. Время падения давления должно быть не менее 15с. В противном случае плунжерная пара требует замены.
Справочные данные по наиболее распространенным отечественным автотракторным дизелям
Давление начала впрыскивания топлива форсункой |
|||||
Марка двигателя |
Марк форсунки |
Число сопловых отверстий распылителя |
Давление впрыскивания, МПа (кгс/см2) |
||
Номинальное |
Допускаемое |
Предельное |
|||
А-01 МЛ, А-01М, |
6А1-20с2Д |
4 |
17,0-17,5 (170-175) |
16,0 (160) |
15,5 (155) |
Д-65ЛС, Д-65Н, Д-65Н, Д-65Н1 |
ФД-22 |
1 |
17,0-17,5 (170-175) |
16,0 (160) |
15,5 (155) |
Д-242, Д-242Л, Д-240, Д-240Л, Д-241Л, Д-243, Д-243Л |
ФД-22 |
4 |
17,5-18,0 |
16,5 (165) |
15,5 (155) |
СМД-14НГ, СМД-18Н, СМД-18Н-01 |
ФД-22 |
4 |
17,5-18,0 |
16,5 (165) |
15,5 (155) |
СМД-60, СМД-62, СМД-62А, СМД-60-02, СМД-72 |
ФД-22 |
4 |
17,5-18,0 |
16,5 (165) |
16,0 (160) |
ЯМЗ-238, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ- 238М, |
26.111201 |
4 |
16,2-17,7 |
16,2 (162) |
15,7 (157) |
РД-180 |
12,5-13,0 |
12,0 (120) |
11,5 (115) |
||
Д-144-80, Д-144-32, |
6Т2-20с2Ж |
3 |
17,0-17,5 |
16,0 (160) |
15,5 (155) |
Д-108, Д-160, Д-130 |
20,2-21,0 |
19,5 (195) |
19,0 (190) |
||
ЯМЗ-238ПМ, ЯМЗ-238П, ЯМЗ-238ФМ, ЯМЗ-238Ф |
261.1112010 |
4 |
19,6-21,1 |
19,6 (196) |
19,0 (190) |
ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-240МН, ЯМЗ-240ПМ, ЯМЗ-240П |
261.1112010 |
4 |
19,6-21,1 |
19,6 (196) |
19,0 (190) |
— снижение трудоемкости диагностирования ТНВД и форсунок дизеля в 1,5-2 раза по сравнению с имеющимися аналогом ДД-2110.
Годовой экономический эффект от использования одного комплекта МТА-2 – более 40 тыс. руб при использовании его на автотранспортном предприятии с автопарком не менее 10 грузовых автомобилей.