Модификаторы ЭДИАЛ — это комплекс присадок состоящий из геомодификатора трения, синтетического кондиционера металла нового поколения и поверхностно активных веществ (ПАВов) и автомобильного масла. Такая сложная многокомпонентная смесь необходима для предварительной очистки поверхностей трения с последующим формированием металлокерамического защитного покрытия и упрочнения маслянной пленки. Присадка в масло ЭДИАЛ не имеет аналогов по своим свойствам: обладает уникальной способностью очищать нагар с поверхностей трения, не только значительно улучшает механические характеристики машин и механизмов, но и восстанавливает изношенные детали, за счет образования в зонах трения металлокерамического покрытия с аномально низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Модификаторы трения ЭДИАЛ подходят как для восстановления изношенных узлов трения, так и для увеличения износоустойчивости новых механизмов, без разборки механизма в процессе его эксплуатации. Эти задачи разрешимы при условии, что данный механизм не имеет механических поломок и износа свыше 60%.
Модификатор ЭДИАЛ не растворяется в масле, с ним он образует суспензию. Состав присадки не меняет вязкость масла. Присадки ЭДИАЛ никогда и ни при каких условиях не моут стать первопричиной разрушения механизма, даже если будет допущена их многократная передозировка.
Наши присадки ЭДИАЛ «работают» только там, где выполняются следующие требования: давление, температура, наличие железа и ГСМ, т. е. выделяется энергия, необходимая для прохождения окислительно-восстановительных реакций и реакции замещения.
Введение составов ЭДИАЛ в узлы трения производят через штатную систему смазки (подачи топлива) или методом непосредственного нанесения на поверхности контактных зон, с последующей кратковременной обкаткой при минимальных нагрузках и скоростях для равномерного распределения. Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации узла. Количество состава определяется по типу оборудования и степени его износа (ориентировочное количество состава 10 мл присадки на 1 литр смазки).
Если условно разделить протекающие процессы на этапы, то можно представить себе картину следующим образом:
Триботехнический эффект предлагаемого способа достигается в равной мере на различных связующих и поверхностно-активных веществ (ПАВ), благодаря качественному и количественному составу природной минеральной смеси.
Дополнительные термо-рентгенографические исследования показывают, что под давлением высоких нагрузок и температур в контактных зонах кристаллизационная вода в составе кристаллогидратов замещается атомами углерода из углеводородного связующего. Внедряясь в поверхность металла с потерей кристаллизационной воды, кристаллы становятся одновременно катализатором процесса цементации поверхностного слоя и скелетом для наращивания приповерхностных слоев. В зависимости от характера нагрузки, режима трения и физико-химических свойств поверхности возможны разные варианты ее модификации:
Комбинации этих процессов сопровождаются интенсивной очисткой поверхностного слоя от загрязнений и образованием ярко выраженной регулярной структуры приповерхностного слоя (мелкоячеистая губчатая сетка типа хона на гильзе) с заведомым улучшением реологии, грузоподъемности и долговечности контакта, снижением коэффициента трения в 15 раз и компенсацией износа поверхностей пар трения.
1. Картина трения на примере пары трения сталь-чугун
Если посмотреть на поверхность трения и контакта сопряженных деталей под увеличением, то она состоит из пиков и углублений, забитых продуктами износа и разложения масел и присадок. Когда механизм включается в работу, нагрузка сближает поверхности трения, выступы микрорельефа рвут пленки создаваемые маслом и присадками и, набегая друг на друга, сламываются, добавляя в масло еще какое-то количество частиц металла, которые также становятся своего рода загрязнителями. В местах слома выступов происходят микро вспышки, разрушающие масла и присадки, которые также становятся загрязнителями.
2. Введение состава ЭДИАЛ в систему смазки
В соответствии с технологией состав ЭДИАЛ добавляется в носитель (в данном случае — масло, желательно новое), для его распространения по поверхностям трения. За счет специфических свойств частиц состава, в местах контакта происходит подготовка поверхностей трения: размягчение нагаров, окислов деструктурированного масла, с последующим отслоением и накапливанием в фильтре.
3. Образование модифицированных поверхностей
В зонах контакта пар трения под действием высоких давлений и температуры происходят процессы разрушения кристаллической структуры состава ЭДИАЛ (с выделением кристаллической воды). Образовавшиеся свободные связи замещаются атомами углерода из загрязнений и углеводородного носителя (масла или топлива). В результате объем слоеобразующего материала в десятки раз увеличивается по сравнению с количеством внесенного состава ЭДИАЛ. Практически одновременно с этим происходит проникновение неактивированных частиц состава в углубления микрорельефа. Элементы ЭДИАЛа работают как катализаторы: в местах микровспышек при повышенной температуре (до 1500 град. С), создаются оптимальные условия для активного протекания реакций замещения. В результате происходит внедрение углерода и кремния в приповерхностный слой металла, укрепление поверхностного и приповерхностный слоев. Все вышеуказанные процессы протекают практически одновременно и имеют место до тех пор, пока в носителе не иссякнет добавленный состав ЭДИАЛ или пока в системе не наступит равновесие, т.е. все зазоры контакта деталей механизма будут выбраны до оптимальной величины. В конечном счете, оптимизация зазоров в зонах контакта определяется конструктивными особенностями узла трения и всего агрегата в целом.
Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения.
Полученные модифицированные поверхности: