Описание процессов, происходящих при применении модификаторов трения ЭДИАЛ

Описание процессов, происходящих при применении модификаторов трения ЭДИАЛ

Модификаторы ЭДИАЛ —  это комплекс присадок состоящий из геомодификатора трения, синтетического кондиционера металла нового поколения и поверхностно активных веществ (ПАВов) и автомобильного масла. Такая сложная многокомпонентная смесь необходима для предварительной очистки поверхностей трения с последующим формированием металлокерамического защитного покрытия и упрочнения маслянной пленки. Присадка в масло ЭДИАЛ не имеет аналогов по своим свойствам: обладает уникальной способностью очищать нагар с поверхностей трения, не только значительно улучшает механические характеристики машин и механизмов, но и восстанавливает изношенные детали, за счет образования в зонах трения металлокерамического покрытия с аномально низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Модификаторы трения  ЭДИАЛ подходят как для восстановления изношенных узлов трения, так и для увеличения износоустойчивости новых механизмов, без разборки механизма в процессе его эксплуатации. Эти задачи разрешимы при условии, что данный механизм не имеет механических поломок и износа свыше 60%.

Модификатор ЭДИАЛ не растворяется в масле, с ним он образует суспензию. Состав присадки не меняет вязкость масла. Присадки ЭДИАЛ никогда и ни при каких условиях не моут стать первопричиной разрушения механизма, даже если будет допущена их многократная передозировка.

Наши присадки ЭДИАЛ «работают» только там, где выполняются следующие требования: давление, температура, наличие железа и ГСМ, т. е. выделяется энергия, необходимая для прохождения окислительно-восстановительных реакций и реакции замещения.

Введение составов ЭДИАЛ в узлы трения производят через штатную систему смазки (подачи топлива) или методом непосредственного нанесения на поверхности контактных зон, с последующей кратковременной обкаткой при минимальных нагрузках и скоростях для равномерного распределения. Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации узла. Количество состава определяется по типу оборудования и степени его износа (ориентировочное количество состава 10 мл присадки на 1 литр смазки).

Если условно разделить протекающие процессы на этапы, то можно представить себе картину следующим образом:

  • Проникновение частиц состава ЭДИАЛ в поры микрорельефа поверхностей трения;
  • Очистка поверхностей трения;
  • Модификация приповерхностных слоев металла;
  • Наращивание сверхтвердых поверхностных слоев.

Триботехнический эффект предлагаемого способа достигается в равной мере на различных связующих и поверхностно-активных веществ (ПАВ), благодаря качественному и количественному составу природной минеральной смеси.

Дополнительные термо-рентгенографические исследования показывают, что под давлением высоких нагрузок и температур в контактных зонах кристаллизационная вода в составе кристаллогидратов замещается атомами углерода из углеводородного связующего. Внедряясь в поверхность металла с потерей кристаллизационной воды, кристаллы становятся одновременно катализатором процесса цементации поверхностного слоя и скелетом для наращивания приповерхностных слоев. В зависимости от характера нагрузки, режима трения и физико-химических свойств поверхности возможны разные варианты ее модификации:

  • цементация (насыщение углеродом поверхностного слоя металла с образованием твердого раствора карбида железа);
  • гибридизация углерода в поверхностном слое (образование алмазоподобной структуры углерода);
  • образование сверхтвердых карборундовых приповерхностных слоев характерного темно-зеленого и серого цвета, являющихся кристаллическим продуктом соединения кремния с углеродом.

Комбинации этих процессов сопровождаются интенсивной очисткой поверхностного слоя от загрязнений и образованием ярко выраженной регулярной структуры приповерхностного слоя (мелкоячеистая губчатая сетка типа хона на гильзе) с заведомым улучшением реологии, грузоподъемности и долговечности контакта, снижением коэффициента трения в 15 раз и компенсацией износа поверхностей пар трения.

1. Картина трения на примере пары трения сталь-чугун

 

 Если посмотреть на поверхность трения и контакта сопряженных деталей под увеличением, то она состоит из пиков и углублений, забитых продуктами износа и разложения масел и присадок. Когда механизм включается в работу, нагрузка сближает поверхности трения, выступы микрорельефа рвут пленки создаваемые маслом и присадками и, набегая друг на друга, сламываются, добавляя в масло еще какое-то количество частиц металла, которые также становятся своего рода загрязнителями. В местах слома выступов происходят микро вспышки, разрушающие масла и присадки, которые также становятся загрязнителями.

 

 2. Введение состава ЭДИАЛ в систему смазки

В соответствии с технологией состав ЭДИАЛ добавляется в носитель (в данном случае — масло, желательно новое), для его распространения по поверхностям трения. За счет специфических свойств частиц состава, в местах контакта происходит подготовка поверхностей трения: размягчение нагаров, окислов деструктурированного масла, с последующим отслоением и накапливанием в фильтре.

3. Образование модифицированных поверхностей

В зонах контакта пар трения под действием высоких давлений и температуры происходят процессы разрушения кристаллической структуры состава ЭДИАЛ (с выделением кристаллической воды). Образовавшиеся свободные связи замещаются атомами углерода из загрязнений и углеводородного носителя (масла или топлива). В результате объем слоеобразующего материала в десятки раз увеличивается по сравнению с количеством внесенного состава ЭДИАЛ. Практически одновременно с этим происходит проникновение неактивированных частиц состава в углубления микрорельефа. Элементы ЭДИАЛа работают как катализаторы: в местах микровспышек при повышенной температуре (до 1500 град. С), создаются оптимальные условия для активного протекания реакций замещения. В результате происходит внедрение углерода и кремния в приповерхностный слой металла, укрепление поверхностного и приповерхностный слоев. Все вышеуказанные процессы протекают практически одновременно и имеют место до тех пор, пока в носителе не иссякнет добавленный состав ЭДИАЛ или пока в системе не наступит равновесие, т.е. все зазоры контакта деталей механизма будут выбраны до оптимальной величины. В конечном счете, оптимизация зазоров в зонах контакта определяется конструктивными особенностями узла трения и всего агрегата в целом.

Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения.
Полученные модифицированные поверхности:

  • Не имеют резкой границы между собой и металлом, с которым они образовались.
  • По своей природе не чужеродны металлу.
  • Имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве — охлаждении.
  • Коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50% в зависимости от материалов пары трения.
  • По своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения: 1575°C — 1600 °C.
  • Стойки к коррозии.
  • Поверхности можно возобновлять по мере их изнашивания, проводя дополнительные ЭДИАЛ-обработки.

Свяжитесь с нами и получите ответы на свои вопросы